Психологические консультации on-line

Новые явления


Сегодня психологические услуги доступны на радио,по телефону,посредством видеоконференций и электронной почты. Каковы преимущества и недостатки получения психологической помощи в режиме on-line?

Рассказывает кандидат психологических наук, транзактный аналитик Марина Владимировна Бороденко.

Радио и телевизионные консультации

Как это происходит

Наверняка, вы уже видели или слышали теле- или радиопсихолога, работающего в прямом эфире. Обычно передача строится следующим образом: звонящие описывают проблемы, связанные с жестоким обращением в детстве, одиночеством, любовными связями, фобиями, сексуальной адаптацией или депрессией. Затем психолог старается ободрить людей, дает указания или советы в отношении того, куда обратиться за помощью.

Минусы

Психология в форме радиобеседы может показаться безвредной, но она поднимает ряд важных вопросов. Разумно ли давать советы, ничего не зная о прошлом человека? Какую пользу может принести психолог за 3 минуты?

Положение психолога в прямом эфире весьма щекотливое: с одной стороны он может «блеснуть»показав «мгновенную диагностику» личности звонящего по голосу, тембру речи,темпу речи, словарному составу, форме запроса, возможным повторениям слов и уточнениям,говорящего, его интонации, паузам между словами и еще нескольким десяткам признаков речи, если предварительно прошел специальное обучение УХА или минимум 2 года проработал в колл-центре или на телефоне доверия. Таких специально обученных психологов в России  менее десяти процентов. Но даже они могут только предположить источник проблемы на основании знания средней статистики источников такого рода сложностей или руководствуясь своим собственным опытом консультирования.  С другой стороны - ситуация обязывает: уж коли пришел – должен помочь – ты же профессионал. Конечно, для квалифицированной реальной помощи нужен,  как минимум,  час разговора с человеком и не в прямом эфире,чтобы человек мог ответить на любые, в том числе интимные  вопросы психолога, - свободно. Однако польза в 3-х минутном консультировании все-таки есть. Человек получает ориентировку и подтверждение: такие вопросы возможно решить с психологом, он может к нему обратиться.

Плюсы

Многие психологи подчеркивают, что их работа носит просветительский, а не терапевтический характер. Психологи обсуждают только проблемы общего характера, избегая фактического консультирования. Например, если, звонящий жалуется на бессонницу, радиопсихолог рассказывает о бессоннице в общих чертах, не зондируя личную жизнь звонящего. Предоставляя информацию, советы и социальную поддержку, радиопсихологи, вероятно, все - таки помогают некоторым слушателям.

Психологическое знание – чрезвычайно эффективная вещь – оно практично. Получая знания о бессоннице человек тут же начинает «примерять его на себя» - осознавать возможные источники собственной бессонницы, а значит сам того не замечая изменяет себя. В последнее время развитие в консультировании получило направление «Персонологическое консультирование» (автор проф. В.А. Петровский) это консультирование под девизом: «зачем лечиться – давайте учиться». Знания человека о себе, о собственной психике, расширяют его возможности саморегуляции, строят перспективы дальнейшего движения и развития. Мы считаем,что в  будущем у каждого человека будет персональный психолог-персонолог, помогающий ему построить свою «программу саморазвития» или преодоления трудностей, препятствий  этого саморазвития.

Телефонные психотерапевты

Как это происходит

Сегодня везде пестрит реклама о психологической помощи по телефону. Все большей популярностью пользуются телефоны доверия.Человек, оказавшись, в трудной жизненной ситуации звонит по телефону доверия, рассказывает все, что с его беспокоит, ожидает советов, которые помогут преодолеть его жизненную трудность.

Плюсы

Вполне оправданно использование «телефона доверия» с целью предотвращения самоубийств и консультирования в критических ситуациях. Профессиональные психотерапевты иногда используют телефонные звонки, чтобы успокоить и утешить клиентов или дать им совет в период между терапевтическими сеансами. Можно обозначить следующие плюсы телефонного консультирования:
  1. Сведение до минимума конкурентных интерферирую­щих влияний (дорога, помещение, регистраторы, внешность консультанта и т. д.).
  2. Большая доступность, большая возможность повтор­ных обращений, в том числе из других городов, стран.
  3. Большая дешевизна.
  4. Большая анонимность, конфиденциальность.
  5. Экстренность, своевременность оказания помощи.
  6. Психолог и клиент меньше тревожатся,«комплексуют».
  7. Меньше возможностей для негативных «переносов», приписываний психологу того, что связано с прошлым звонящего, меньше тен­денция к взаимной идеализации, что повышает значимость ин­формации психолога для клиента, а консультанту помогает в принятии клиента и объективном отношении к нему, расшире­нии его зоны ближайшего развития.
  8. Значительно легче решается проблема разграниче­ния личных и профессиональных отношений, что обеспечи­вает большую искренность и смысловую насыщенность обще­ния.
  9. Телефон доверия - это не только средство консульти­рования, но и форма социальной работы. Сюда обращаются за эмоциональной поддержкой те, кому некуда больше обратить­ся - психически больные люди, инвалиды, которые подчас годами не покидают своей постели, дети, если мама ушла из дома и им страшно.
  10. Телефон доверия выполняет в сообществе просветитель­ские функции: здесь люди часто получают информацию о том, чего они не понимают.
  11. Телефон доверия - хорошая форма работы с подро­стками и молодежью. Считается, что так они меньше «комплек­суют» по поводу своей внешности.
  12. Это очень хорошая форма вывода людей из кризисных со­стояний. Например, если человек несколько недель или даже месяцев не покидал своей квартиры, то возвращаться к нор­мальной жизни легче с обращения на телефон доверия.
  13. Телефон доверия может эффективно выполнять функ­ции отбора людей, которым действительно необходимо именно очное консультирование.
  14. Круглосуточный телефон доверия в организации мо­жет выполнять также функцию охраны помещения, использо­ваться для оперативной координации различных вопросов внут­ри организации.
  15. Телефон доверия может быть эффективной формой мо­ниторинга эмоционального состояния сообщества.

Минусы

Телефонную терапию серьезно ослабляет отсутствие визуальных подсказок таких, как выражение лица и язык жестов, и ограниченный личный контакт.
  1. От консультанта телефона доверия требуется гораздо бо­лее высокая эрудиция и развитость в морально-этическом пла­не, чем от очного психолога-консультанта, устойчивость его психической сферы, высокое чувство ответственности.
  2. Намного труднее контролировать то,насколько кли­ент действительно вовлечен в диалог, ограничены возможности для эмпатического слушания - только через слово можно отразить свое участие в разговоре.
  3. Анонимность и удаленность благодарности клиента от того места, где помощь была реально оказана. По результатам некоторых исследований, это может служить причиной «сгорания» консультанта телефона доверия.
  4. Длительная интенсивная работа на телефоне доверия может приводить к фиксации на отрицательных сторонах бытия. Телефон доверия обеспечивает недостаток позитивных примеров.
  5. Работа на телефоне доверия порой легко перерастает в сверхвовлеченность консультанта в работу, следствием чего является переутомление и срыв. Число обращений за помощью за одно дежурство может значительно превышать возможности консультанта.
Что же касается коммерческих телефонных психотерапевтов, то потребители их услуг могут задать себе обоснованный вопрос: насколько можно доверять врачу, который ставит диагноз по телефону? Многие из таких «психотерапевтов» могут оказаться не более чем телефонными диспетчерами, не имеющими психологической подготовки.

Он-лайн консультирование

Как это происходит

В Интернете вы можете найти практически все. С недавних пор спектр его возможностей расширился за счет «кибертерапии», психологических советов, групп поддержки и журналов самопомощи. Некоторые услуги, такие как группы поддержки, бесплатны. Что касается консультаций или советов в режиме on-line, то они, как правило, предоставляются за плату. Некоторые on-line психотерапевты «обсудят» с вами проблемы посредством сообщений, посылаемых по электронной почте. Другие только ответят на вопросы или дадут советы, касающиеся конкретных проблем.

Психологи, работающие в режиме on-line, подчеркивают, что они не занимаются психотерапией. Скорее они дают руководящие указания и советы, которые помогают людям решать повседневные жизненные проблемы.Однако реклама многих on-line служб намекает на то, что они являются заменой психотерапии. В результате некоторые люди могут вступать в контакт с on-line консультантами, тогда как в действительности им требуется психотерапия с глазу на глаз, очная работа с психотерапевтом.

Плюсы

On-line консультирование дающие советы, имеют определенные достоинства. Прежде всего, клиенты могут сохранять анонимность. Тем самым человек, который не решается прийти на прием к психологу, может получать помощь конфиденциально on-line. Кроме того, Интернет может связывать людей, которые проживают в сельских районах, с профессиональными психологами, живущими в больших городах. И, в сравнении с традиционными визитами к специалистам, кибертерапия стоит относительно недорого.

Он-Лайн консультирование имеет следующие преимущества: во–первых, письмо всегда оставляет время для обдуманного и взве­шенного ответа. Во-вторых, письмо усиливает рефлексивный анализ своей проблемы у клиента, ибо многое надо выразить немногими словами, лаконично и понятно. В-третьих, на одно письмо клиента ответ могутдать несколько кон­сультантов,что побуждает клиента к самостоятельному выбо­ру, делает его более свободным в принятии решения относи­тельно своей жизни.МинусыПодобно ток - шоу по радио и телефонным консультантам, психологические службы on - line вызывают много вопросов. Существующие трудности обязательно осознаются психологом, если он специально подготовлен для работы он-лайн. Во-первых, Письмо, написанное клиентом, как правило, не содержит более или менее значительной части информации, необходимой для формулирования и проверки консультативных гипотез. Возникает соблазн домыслить эту информацию и написать клиенту ответ. Рекомендуется все же поделиться с клиентом своими затруднениями и запросить большую информацию. Это будет способствовать и лучшему пониманию своей проблемы клиентом. Во-вторых, между написанием письма клиентом и ответом психолога проходит значительный отрезок времени, и ситуация может сильно измениться. И в-третьих, письмо психологу может быть адресовано с очень далекого расстояния. Психолог может не знать всех реалий кон­текста, в котором живет его респондент, возможности же выяснить что-либо - ограничены.

Телеслужба здоровья.

Многих ограничений и недостатков,которые мы только что обсудили, можно избежать посредством видеоконференций. Участвуя в видеоконференции психотерапевты предоставляют услуги людям, живущим слишком далеко, которые не имеют возможность регулярно посещать специалиста. Двусторонняя аудиовидеосзязь позволяет клиенту и терапевту видеть друг друга на телевизионном экране и разговаривать с помощью телефонного микрофона и наушников.

Минусы

Данная терапия лучше, чем все предшествующие методы дистантного консультирования, однако ей по-прежнему недостает непосредственности, имеющей место при взаимодействии «лицом к лицу», обеспечивающего самое глубокое эмоциональное взаимопроникновение.

Плюсы

Видеоконференция устраняет многие из недостатков, присущих терапии, проводимой на расстоянии. Некоторые эксперты предрекают, что в ближайшие годы «телеслужбы здоровья» станут основным источником оказания психологической помощи.

Вывод

Психологические услуги, опирающиеся на электронные средства связи, могут выполнять ряд полезных задач. Однако эффективность психотерапии, осуществляемой по телефону или через Интернет, пока не доказана. В результате наилучшим советом, даваемым СМИ - психологами, телефонными консультантами или он-лайн психологами, может оказаться следующий: «Вам нужно обсудить эту проблему с психологом или консультантом по своему местужительства».

Советы

Дорогие читатели! Психолог-СМИ – это прекрасно! А хорошие книги по психологии для тех, у кого есть проблемы и кто хочет с ними справиться, – еще лучше. Читайте книги! Ищите бесплатных консультантов по месту жительства, не путайте их с «консультантами из дома напротив», то бишь добрыми соседями и многоопытными друзьями и подругами. Психологи-консультанты, подготовленные в МГУ, МГППУ, ЛГУ и других  государственных образовательных учреждениях,а также – негосударственных:  Московский институт аналитической психологии  и психоанализа, Институт психотерапии и в ряде других окажут Вам необходимую помощь. РЕАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛУЧШЕ ВИРТУАЛЬНОГО.
Cекреты любящей пары
Есть ряд совершенно необходимых для счастья условий. Мы выбрали шесть из них - самых, на наш взгляд, важных.
Тороплюсь...и при этом я ничего не успеваю!
«Мне все быстро надоедает. Я любил короткие романы. Что меня возбуждало?..Ради нее я изменил свой образ жизни».
Двое/Отношения. Жить вместе. Кто у кого живет
Когда люди принимают решение начать совместную жизнь, теоретически это означает, что они согласны делить друг c другом все - горести и радости, и стол, и кров.
© 2010 "Konsultiruyou" created by Marina Bogomolova
главная I вопрос консультанту I психологи I родительский клуб I контакты I Rambler's Top100